Валерий Карпин: «Когда-то нас всё равно вернут»
Автор Наталья Бухарева, 03.09.2024
2 сентября после завершения тренировки главный тренер национальной сборной России Валерий Карпин на брифинге для СМИ ответил на многочисленные вопросы журналистов в преддверии вылета в Ханой на международный турнир с участием сборных Вьетнама и Таиланда.
— Валерий Георгиевич, как добрались из Ростова?
— На автобусе.
— Не устали?
— А как вы думаете?! 13,5 часов на автобусе ночью как бы. Устали ли мы?!
— Можете рассказать чуть больше про сегодняшнюю тренировку? Потому что у коллег, которые наблюдали с трибун за занятием, сложилось впечатление, что с Вьетнамом будем играть вдесятером и без вратаря.
— Правильное впечатление (улыбается). Так и будет. А вообще, была восстановительная тренировка, кто-то работал в тренажерном, а кто-то даже на поле не выходил, потому что играл вчера. А сегодня на тренировку вышли чуть-чуть поработать те, что играл позавчера или немного вчера.
— Должна ли сборная России без каких бы то ни было вопросов обыгрывать Вьетнам?
— Хотелось бы, да. Опять же, это не отмазки какие-то, но нужно учитывать все нюансы: то, что будет ночной перелёт, игра в жаре и при высокой влажности. Поле, как я понимаю, тоже не самого высокого качества будет. Но это не снимает ответственность за результат.
— А мнение тренерского штаба учитывалось при выборе соперника? Может быть, вам интереснее было бы сыграть с белорусами две игры, например? Или со сборной легионеров РПЛ?
— А белорусы могут играть с нами? По календарю не могут. Вот об этом и разговор. Поэтому играем с тем, кто может с нами сыграть. Не с тем, кто хочет, а с тем, кто свободен. Не так много сборных, которые свободно все играют. Есть отборочные матчи, либо Лига Наций, либо ещё какие-то матчи официальные.
— Сборная России приедет во Вьетнам как суперзвезда, по сути. На фоне и Вьетнама, и Таиланда мы для вьетнамцев на уровне Колумбии, грубо говоря. Насколько такой статус будоражит команду?
— Никак не будоражит.
– Мой коллега затронул возможный в теории матч, я об игре со сборной легионеров РПЛ. Насколько бы вам лично было бы интересно проверить сборную с командой, состоящей из таких игроков?
– А вы не думали, что тут нюансов много. Зачем это клубам! Тому же «Ростову», допустим. Если вдруг кого-то из легионеров «Ростова» позовут, думаете, я их отпущу?! Чтобы они травмы получили? Мне это надо?! Или это надо ЦСКА, «Зениту» и всем остальным? Идея красивая, но, когда начинаешь думать о возможности и целесообразности, но всё это рассыпается.
— В последних матчах сложилось ощущение, что основными лидерами сборной России были Миранчук и Головин. Сейчас их нет. Кто будет теми столпами сборной в предстоящих матчах с Вьетнамом и Таиландом.
— В игре посмотрим. Кто на себя возьмет, так скажем, это бремя. У нас есть достаточно опытных с точки зрения возраста игроков, проведшим большое количество игр за сборную. Последние два года любой из них должен это бремя нести.
— Кто будет капитаном в этих матчах? Выбрали ли уже?
— Я ещё состав не выбрал, а вы говорите, капитан! Для начала состав надо определить. Опять же, состав будет определяться не исходя даже из того, кто как выглядит в чемпионате или, кто как выглядит в принципе, а просто кто как готов физически. Потому что кто-то играл позавчера, кто-то играл вчера, играл пятого числа, потом седьмого сразу играл, то есть через день даже. Они же эти два матча с Вьетнамом и Таиландом будут играть двумя абсолютно разными составами. И вот на два состава надо народ найти: тех, кто выдержит в такой жаре, в таких климатических условиях, кто будет готов провести на поле 90 минут. Поэтому про капитана вопрос точно неуместен.
— Вы не думали выйти на РПЛ и попросить их перенести прошлый тур, чуть раньше его сделать? Какие-то варианты поискать, чтобы найти какие-то варианты, чтобы у сборной было больше времени для подготовки?
— Во-первых, в середине недели туров нет, были кубковые матчи. Но для подготовки к матчам сборной всегда столько времени. Сами посудите: у нас было два дня для подготовки для сборной Хорватии, а сейчас мы будем просить Лигу переносить матчи для того, чтобы сыграть со сборными Вьетнама и Таиланда. Что нам скажут на это клубы? И я, в частности…
— Как делать так, чтобы футболисты не уснули на поле? С учетом того, что будет акклиматизация? Всё-таки когда летишь на Восток, первые трое суток бывает нелегко.
— Ничего не надо делать? Мы играем в 4 часа по Москве, и я не думаю, что в 4 часа по Москве кто-то спит. Ну а через трое суток мы уже улетим обратно. Не думаю, что с этой проблемой мы упадем на поле.
— Вопрос о мотивации. Вы про неё часто говорите. Сейчас видите в глазах футболистов, что они готовы и полны желания выиграть эти матчи?
— Вижу глаза, готовые и хотящие играть за сборную. Пока всё неплохо. Как будет в игре, посмотрим.
— Вы уже успели изучить игру соперников? Какие-то, может быть, фишки с этой стороны выделите, о чём мы и не подозреваем?
— Ничего нового, вернее, на пальцах здесь и на словах ничего донести не смогу, естественно. Видео, конечно, футболистам поставим, разобрали, что делают Вьетнам и Таиланд, всё им расскажем.
— Они дадут играть нам «первым скрипкой» или мы будем подстраивать скрипки под соперников? Чего ждать нам от сборной?
— Вы реально думаете, что мы будем подстраиваться под Вьетнам или Таиланд?! Не будем, конечно.
— Какая польза от этих матчей?
— Вы постоянно этот вопрос задаете. Польза одна и та же. Собраться, вспомнить, что тренерский штаб хочет от футболистов, испытать себя, пускай на этом уровне. Да, это не Сербия и не Камерун, но опять же, это международный уровень. Нет смысла варится только в своём высоком уровне.
— Как оцените вынужденную замену Дивеева на Пальцева и в каком сейчас состоянии Игорь, когда он уезжал из расположения сборной? Насколько серьёзна у него травма?
— Ходить он может, а играть и нагружать эту зону в ноге ему нежелательно.
— С Валентином Пальцевым сразу возник вариант замены или же были ещё какие-то кандидатуры?
— Мы просматривали две кандидатуры, остановились на нём, потому что он был у нас в списке, за ним мы следили. Плюс ещё и Солдатенков тоже не смог принять участие в этих сборах.
— Стоит ли ожидать дебюта за сборную Алексея Батракова, который стал открытием в нынешнем сезоне?
— Не только он дебютирует, я думаю, что сыграют все, кто вызван на сборы. Нам играть 5 и 7-го сентября. Всех придется задействовать. Открытие Батраков или нет? Ну, да, ярко себя проявил в начале сезона. Дальше посмотрим.
— Сильно ли вас огорчила травма Максима Глушенкова? Потому что сейчас он в топ-форме. Можно было бы посмотреть на его кондиции в сборной, в частности.
— Хотелось бы, конечно.
— Коллеги ранее писали о том, что у вас с ним какой-то конфликт. Можете опровергнуть или подтвердить это?
— Конфликта с игроком, наверное, у меня просто быть не может. То есть это разный уровень: конфликтовать с каким-то тренером, с игроком моей команды в сборной или в «Ростове» — это не конфликт. Может быть претензия какая-то у меня, либо у футболиста, но это точно не конфликт.
— Были ли претензии конкретно к Глушенкову?
— У меня ко всем претензии. К Глушенкову тоже были.
— Он не захотел уходить на замену? Выражал недовольство, что мало времени?
— Нет. Этого я не видел.
— Годы идут, и наша сборная продолжает играть вот такие матчи, которые называются товарищескими или контрольными. Скажите, вы уже как-то по-другому стали воспринимать ситуацию, в которой живёте все эти годы? В сравнении с тем, что это было в первые месяцы после нашего отстранения. Как вы сейчас смотрите на это?
— Отношение поменялось. Так же, как у футболистов. У меня было непонимание, что происходит, что это вообще такое. Сейчас уже есть чёткое понимание, почему и для чего мы играем эти матчи.
— Поменялся ли как-то ваш настрой на то, что мы вернёмся, нас вернут или теперь вы, в принципе, понимаете, что ожидать этого не стоит? Потому что годы-то идут….
— Ещё год возможно или два, не знаю, но когда-то нас всё равно вернут. Мы все на это надеемся и верим.
— То есть, вы все равно остаетесь оптимистом? Думаете, что отбор к чемпионату Европы 2028 года мы начнем?
— Вполне возможно, не знаю. Может быть, да, а может быть, и нет. Что мне: гадать на кофейной гуще?
— Новый министр спорта России, Михаил Дегтярев, достаточно высоко оценил вашу работу, считая, что РФС принял правильное решение, когда продлило с вами контракт. Общались ли вы с новым министром? И как оцените такую похвалу в ваш адрес?
— Нет, не общался. Но рад, что так высоко оценили мою работу.
— Вопрос по резонансной теме высказывания спортивного директора «Оренбурга» и его дисквалификации, учитывая, что это произошло после матча с «Ростовом». Можете выразить свое отношение к тому, что произошло? Он сказал, что многие коллеги ему после этого позвонили, поддержали сказанные им слова. Звонили ли вы ему, общались ли с ним, поддерживали его высказывания в отношении к судейству?
– Лично с ним не разговаривал, но посыл поддерживаю. Я сейчас тоже выскажусь даже не эмоционально как он, и меня за это дисквалифицируют. Что вы меня об этом спрашиваете, знаете же, что я не буду про это говорить. И прежде всего потому, что тренеров за это дисквалифицируют, а судей – нет. ЭСК признала ошибку в матче «Локомотив» — «Ростов», и до этого признавала, и ничего, всё это продолжается. Что делать? Не ко мне вопрос.
— Вы не считаете, что уровень нашего судейства не соответствует уровню футболистов и игры команд?
— Что хуже, а что лучше, не знаю. То, что не соответствует, точно. Может, наоборот, судейство у нас великолепное, а футболисты плохие.
— Вопрос про Александра Соболева. Как оцениваете его переход в «Зенит» в контексте сборной?
— Ну, хорошо, что определился с командой, так скажем. Хорошо, что скоро начнёт тренироваться для начала. Будет хорошо тренироваться, возможно, будет играть. Будет хорошо играть, возможно, будет в сборной. Как я могу ещё оценить?
— Смущает ли то, что Антон Миранчук до сих пор без команды?
— Смущает.
— Вызов его в сборную в такой ситуации не мог бы последовать, чтобы поддержать игрока?
— В какой клуб посылать вызов?
— Кстати, вот переход Соболева сравнивают часто с переходом Дзюбы. Вы видите в этом что-то общее?
— Общее только то, что они переходили из «Спартака» в «Зенит». А как это было всё обставлено, я не знаю.
— Дзюба остается без команды. Для вас это удивительно? Или у него возраст и завершение карьеры возможно?
— Я думаю, что да, удивительно. И по Джикии, и по Миранчуку, и по Дзюбе. Я не знаю, почему они до сих пор без команд, я же не их агент.
— Если Артём Дзюба завершит карьеру, решит стать тренером, придёт к вам и скажет: «Валерий Георгиевич, хочу у вас в сборной учиться, смотреть на вас».
— В сборной вряд ли он чему-то научится, здесь тренировки по полчаса. Здесь трудно чему-то научиться.
— А если попросится к вам на стажировку?
— Без проблем.
Текст: Наталья Бухарева.
Фото: Олег Бухарев.