Перейти…

Последние записи

Марцел Личка: «Если ты работаешь со мной, то скажи мне всё в глаза, а не за спиной, когда я уже уйду»


Специальный корреспондент издания «В мире спорта» Александр Косяков побеседовал с теперь уже экс-наставником московского «Динамо» Марцелом Личкой, который почти два года тренировал бело-голубых и был отправлен в отставку на 4 тура до финиша РПЛ-2024/2025. В этом интервью чешский специалист поделился оценкой своей деятельности в прославленном столичном клубе, рассказал, что стало причиной упущенного чемпионства в первый год его работы, с какими сложностями он сталкивался в комплектовании команды и во взаимодействии с руководством клуба, как строились отношения внутри тренерского штаба, объяснил отличия работы в «Оренбурге» и в «Динамо», а также поведал о том, есть у него предложения вернуться в Россию.

Марцел Личка и Александр Косяков
Фото: Александр Косяков/ «В мире спорта»

Прежде всего я хочу выразить вам признательность за ваш профессионализм в общении с журналистами. Не многие из тренеров так скрупулёзно разбирают на послематчевых пресс-конференциях игровые моменты прошедших матчей и столько уважительно отвечают на многочисленные вопросы. И что немаловажно, вы, будучи иностранцем, делаете всё это на русском языке, демонстрируя таким образом уважение к нашей стране. Ну а начать я хочу с вопроса о московском «Динамо», в котором вы проработали без малого 2 года. В прошлом сезоне руководимая вами команда едва не добралась до «золота», оступившись только в последнем туре. Тогда вы подарили многочисленной армии динамовцев почти забытое за многие десятилетия без чемпионства предчувствие успеха, которое, к сожалению, не смогло осуществиться. А в этом сезоне бело-голубые не только сами боролись за медали, но и напрямую влияли на определения чемпиона России. Да, в последних 4-х турах исполняющим обязанности главного тренера «Динамо» был Ролан Гусев, но строилась эта команда под вашим началом. Как вы в целом можете оценить свою деятельность в «Динамо»?

— Прежде чем оценивать свою работу в московском «Динамо», я бы хотел вспомнить время, проведённое в Оренбурге и прежде всего людей, которые работали со мной в одном штабе и вокруг меня. Я оставил пять прекрасных лет жизни здесь в России, и все эти годы можно в той или иной степени назвать успешными. С «Оренбургом» мы выходили в Премьер-Лигу и не только выходили, но и добились наивысшего достижения в истории клуба, много забивали, одержали много красивых побед.

А что касается «Динамо», то в первый год мы были очень близки к чемпионству — впервые за 48 лет. Но нам не хватило самую малость. И в этом году команда набрала, как и в прошлом 56 очков, при этом мы забили больше голов, чем сезоном ранее, пропустили тоже меньше. И при этом наша игра хорошо смотрелась, у нас была своя философия игры. Несмотря на то, что все команды уже настраивались на нас по-особому, разбирали нашу игру. А такие футболисты, как Бителло, Карраскаль, Чавес, придя в команду, внесли в игру ещё большую креативность. И ещё нужно отметить Муми Нгамалё, который тоже мог своими нестандартными действиями усилить игру, сделать её более разнообразной. Всё это помогло больше развиться сначала Тюкавину, а потом и Гладышеву, а рядом с ними заиграли совсем молодые ребята: Витя Окишор, Дима Александров, Егор Смелов. За эти два года мы привлекли в команду и показали, если не ошибаюсь, девять игроков академии «Динамо». Так что, определённое развитие команды имело место.

— Не обидно, что не удалось дальше поработать?

— Я буду всегда уважать решения клуба. Конечно, сейчас мне было бы полегче работать. Заканчиваются контракты у Фабио Бальбуэна, Эли Даса, и клуб должен на это тоже реагировать, можно было взять на их место других игроков.

— При вас в «Динамо» защита не отличалась стабильной надёжностью. Андрей Лунёв придал обороне определённой уверенности, но этого всё равно было мало. В чём видите причину?

— Для того, чтобы пройти без срывов весь длинный сезон, нужно в идеале иметь четыре сильных центральных защитника. У кого-то могут быть травмы, жёлтые карточки, спад формы и. т. д. И для внутренней конкуренции это тоже хорошо. У меня такого в команде не было. Мне врачи обещали поставить на ноги Милана Майсторовича, я на это очень надеялся. Но этого не случилось. Да, у нас был Фаби (Фабиан Бальбуэна, — прим. автора), был Кутя (Александр Кутицкий, — прим. автора), был Роби (Роберто Фернандес, — прим. автора), был Маричаль, они хорошие игроки, и мы всё время пытались находить какие-то решения. Роби, например, переводили на край. Но всё равно той надёжности, которая была нужна, у нас не было. Выручало то, что мы забивали во многих играх больше, чем пропускали.

— Хочу спросить про Бителло, его демарш, ведь он тот игрок, который в какой-то степени определяет лицо команды.

— Бителло много помогал команде, он и забивал немало, у него много ассистов. Его влияние на команду было большое. Но и Карраскаль, и тот же Гладышев, и Нгамалё, когда он в хорошей форме, хорошо делали свою работу. Данил Глебов добавил нам надёжности и прочности в середине поля, развязал руки тому же Даниилу Фомину. А когда был здоров и находился в хорошей форме Диего Лаксальт, то он тоже нам сильно в центре помогал. Повторю ещё раз: нам нужны были, и это, я думаю, задача для нового тренера, три качественные защитника.

Я в первый год своей работы в «Динамо», когда мы с руководством думали об усилении команды, просил купить мне Нино из «Флуминенсе». В тот момент это было возможно. Но тогда не стали этим заниматься, а он затем выиграл Кубок Либертадорес, и потом зимой его уже купил «Зенит». И вы представляете, если бы мы его тогда приобрели, то имели бы у себя уже опытного защитника, с хорошим розыгрышем, с хорошим выходом из обороны. И конечно, если ты оглядываешься назад, то есть чувство боли за упущенные возможности. Ведь у тренера есть своё видение игры, своя философия, ты отвечаешь за игру, ты отвечаешь за команду, и, на мой взгляд, нужно больше доверять тренеру в таких вопросах. В моём случае этого, к сожалению, не произошло.

И ещё мне кажется, что можно было бы после первого сезона, с учётом удачного выступления команды, поговорить со мной о продлении контракта ещё на два года. Это и оценка, и респект твоей работы. Мне кажется, что мы со своим штабом это заслужили.  Да у меня была опция 1+1, но всё-таки можно было дать мне больше уверенности, что я в клубе надолго. Не секрет, что это и игроки чувствуют, и я тоже. И по такому отношению ко мне часто казалось, что я должен просто прийти и провести тренировку, а после посмотрим, что будет в субботу.

Марцел Личка. ФК Динамо
Фото: Олег Бухарев/ «В мире спорта»

— Марцел, я думаю, что вы дали всем уже в первом сезоне завышенные ожидания, вам надо было в последнем туре выигрывать чемпионат, и тогда бы у вас было всё хорошо. А так риск спада был велик и поэтому руководство решило не рисковать…

— Может быть. Но тут есть и другой риск: клуб оставляет тренера в команде, который не видит своё будущее в ней. Это не означает, что нужно снижать к себе требования. Я профессионально работал до самого ухода. Но когда разговоры о продолжении сотрудничества не ведутся и нет твоего влияния на трансферы, то уже лучше не работать вместе.

— В московское «Динамо» вы пришли после пребывания в скромном «Оренбурге», оказавшись в клубе с большими традициями, историей. Испытывали ли вы давление извне на себя? Ведь к «Динамо» внимание куда больше: и со стороны прессы, и со стороны общественности.

— Я уже где-то говорил, что я давление не принимаю. Давления для меня нет. Но в «Динамо» работать проще. Там уже есть сильные игроки и есть сильная команда. А в «Оренбурге» нужно было искать игроков, потом их уговаривать, что это трамплин для перехода в более сильный клуб, плюс ещё искусственное поле играло тоже определённую роль. И если, к примеру, игроку будут предлагать Нижний Новгород, Казань и Оренбург, то я уверен, он остановится на первых двух городах. Но что было хорошо в «Оренбурге», там Дима Андреев постоянно разговаривал со мной и прислушивался к моим просьбам по поиску того или другого игрока. Я всё-таки тренер и ответственен за результат. В «Динамо» же, к сожалению, такого не было. Я очень долго ждал пока мне купят правого защитника. И когда купили Касереса, то стало намного лучше, чем было до этого. Но время было потеряно.

— Ещё вопрос про тренерский штаб, как вы с ним работали, точнее взаимодействовали?

— Смотрите, я главный тренер, и именно я принимаю все окончательные решения. Я отвечаю за всё и всегда себе говорю: «Ты — главный тренер, ты должен умереть за свои идеи». Но я всегда прислушивался к тем, с кем работал. У меня было всё отлажено в работе, у всех помощников были свои задания. Не буду рассказывать подробно о всех функциях моих тренеров, но если ты, например, работаешь со мной, то скажи мне всё в глаза, пока я в офисе, а не за спиной, когда я уже уйду. Это просто нечестно. И я такой человек, что никого не давил своим авторитетом тренера, а давал всем своим помощникам свободу действий. И всю работу, которую мы делали и на тренировках, и на сборах мы делали все вместе, и я не говорил никогда, что это всё делал только я.

— Вернётесь в Россию, если пригласят, и есть ли у вас, может быть, уже какие-то конкретные предложения?

— Я не уехал из России, хлопнув дверью. Ко мне здесь всегда было хорошее отношение: и в Оренбурге, и в Москве. В «Динамо» была отличная база, мне люди всегда здесь помогали. Если что-то нужно было, то всегда всё делали. Я жил в хорошем месте в Новогорске, рядом с базой. Конечно, если будут предложения, то я сюда обязательно вернусь. Но сейчас есть желание поработать в Европе. Семье будет удобней ко мне приезжать, а то нужно было постоянно летать через Стамбул. Это очень неудобно. Но я открыт для разговора, если что-то будет, то я приеду, мы сядем и поговорим. Почему бы и нет! Пока я ничего озвучивать не буду, сейчас везде закончились чемпионаты, так что посмотрим. И я никогда не буду ни о ком говорить плохо. И даже в том случае, если тебя сегодня приглашают, а завтра убирают. Тут ничего не поделаешь. Это наша работа.

— А как к вам отнеслись в Праге, когда вы вернулись назад, в связи с сегодняшней ситуацией?

— Я не заметил каких-то особых изменений в отношении ко мне. Я же начал здесь работать, ещё до всех событий, когда ещё ничего не началось. И тот, кто ко мне хорошо относился раньше, тот и сейчас хорошо относится. А те, кто всегда был чем-то недоволен, тот и останется недовольным. А в мире спорта не вижу проблем, чтобы кто-то со мной не разговаривал.

— Марцел, вы осознавали, что, сыграв в Москве с «Зенитом» вничью 1:1, тем самым вы помогли «Краснодару», приблизив чемпионство клуба Сергея Николаевича Галицкого?

— Я так не думаю. Они сами заслужили это чемпионство. Если вы помните, то после победы над нами 1:0 в Москве продолжилась их победная серия, которая, если я не ошибаюсь, насчитывала 11 матчей подряд. Но в Москве мы тогда у них должны были выигрывать, причём с крупным счётом, имели много моментов, и нам ещё не дали очевидный пенальти на Лаксальте. Но тут ничего не поделать. Это футбол. Я их поздравляю, они были самыми стабильными в этом чемпионате, и в этом их успехе сошлось всё: работа тренера, президента и игроков.

Текст: Александр Косяков.

Заглавное фото: Олег Бухарев.

Фото: Олег Бухарев и Александр Косяков.

Телеграм. Баннер. vmsport

Поделиться ссылкой:

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше историй из Лучшее

Александр Косяков. В мире спорта

About Александр Косяков,

RSS
Follow by Email
YouTube
Telegram
VK
VK
OK