Перейти…
RSS
Follow by Email
YouTube
Telegram
VK
VK
OK

Последние записи
{"ticker_effect":"slide-h","autoplay":"true","speed":3000,"font_style":"normal"}

Фёдор Черенков. Таким его ещё не знали


В этом году исполнится уже 9 лет, как с нами нет выдающегося футболиста 70-80-х годов прошлого века Фёдора Черенкова, который для многих болельщиков «Спартака» был не просто любимым игроком, а символом того техничного футбола с фирменными стеночками и забеганиями, настоящим творцом футбольного искусства, действия которого на поле завораживали своей необъяснимой красотой. Сам же футболист за пределами поля был искренним, скромным и безотказным человеком. Об этом и о многом другом поведал в своей книге «Фёдор Черенков, каким вы его не знали» его близкий друг и одноклассник Александр Беляев.

Фёдор Черенков
Фото: Из личного архива Александра Беляева

У многих из нас в жизни есть какие-то ориентиры, которые помогают сделать правильный выбор в той или иной ситуации. Кто-то их находит в культуре и искусстве, кому-то не потеряться в жизненном пространстве помогают близкие люди. Для кого-то воспоминания о лучших образцах живописи ассоциируются с картинами Ильи Репина или Василия Сурикова, а если заходит речь о стихах, то многим сразу же в голову приходит поэзия Александра Сергеевича Пушкина или Сергея Есенина. Вот и отечественный футбол для истинных ценителей этого самого популярного вида спорта ассоциируется с такими именами как Эдуард Стрельцов или Фёдор Черенков.

Конечно, у каждого поколения со временем появляются новые кумиры, но есть личности, которые остаются в твоей душе навсегда! Именно такими личными воспоминаниями о близком друге и однокласснике в своей книге «Фёдор Черенков, каким вы его не знали» поделился с нами Александр Беляев.

Природу действий на поле Фёдора Черенкова было сложно объяснить упорными тренировками. Но даже в те времена, когда говорить о Боге было не принято, глядя на то, что он делает, было ясно, что это дар, данный свыше!

Фёдор Черенков
Фото: Из личного архива Александра Беляева

«Когда я вспоминаю Федора-мальчишку, то с удивительной ясностью вижу ту асфальтовую площадку, на которую мы выходили погонять простецкий мяч. Площадка еще не стала прибежищем автомобилей — это сейчас даже во дворе трудно припарковаться, а тогда счастливыми обладателями машин были лишь избранные, и для них хватало и дворовых гаражей. Где они, конечно, имелись. Федор всегда играл за команду соперников. Почему так? На улице Вяземской в нашем любимом Кунцеве находились рядом три дома — 18-й, 20-й и 22-й. Я жил в 18-м, Федор — в 22-м. Все — и дети, и родители — в этих пятиэтажках знали друг друга, а среди мальчишек образовывались своеобразные сообщества. Нет, не враждебные друг другу — упаси бог! Но просто дома 20-й и 22-й, стоявшие подъездами «лицом к лицу», создавали свою команду, а мой 18-й, как бы чуть отдельный, — свою.

К Федору вообще было особое отношение. Мы не досадовали на то, что он обводил игроков нашей команды одного за другим, а мяч словно был приклеен к его стопам. Напротив, проникались каким-то благоговейным восхищением. Уверены были: наш товарищ в футболе далеко пойдет — не может не пойти с такими данными. Насколько далеко — разумеется, мы в том возрасте не могли и предположить, но талант виртуоза нашей автомобильно-футбольной площадки не сможет оказаться зарытым под ее асфальтом. Это уж наверняка!

К слову, зимой мы играли в хоккей на той же площадке, а также на одном из близлежащих прудиков. Играли «на ботинках», сколачивали ворота из фруктово-ягодных ящиков, навешивали сетку из-под картошки. Для вратарей, одним из которых был я, делали «ловушку» — тут пригождались военные варежки с одним пальцем и поролон, для вратарских щитков использовался толстый войлок. Федор был не только с мячом, но и с шайбой на «ты», и тут его спортивный талант проявлялся в полную меру…»

Фёдора Черенкова обожали миллионы. И это касалось не только спартаковских болельщиков. Его славе многие завидовали, сам же он был искренним и скромным человеком, который стеснялся своей известности.

Фёдор Черенков и Александр Беляев
Фото: Из личного архива Александра Беляева

«Скромность — черта, которую отмечали все, кто с ним в той или иной мере общался. Лучший спортсмен в классе к тому же искренне радовался успехам других. Мы с ним постоянно соревновались на беговой дорожке в шестьдесят метров (я ведь впоследствии стал кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике), и когда побеждал он, то никогда не кичился этим, зато, если успеха добивался я, то он хлопал меня по плечу и говорил: «Ну, ты сегодня молодец!»

«А возвращаясь к автомобильной теме, скажу, что не без причастности президента России Бориса Ельцина на прощальном матче с итальянской «Пармой» Черенкову подарили автомобиль «Мицубиси Паджеро». Но Федор недолго поездил на нем. Мне он сказал, что ему неудобно иметь такое «средство передвижения». Мол, народ в массе своей живет скромно, а он вроде как шикует. Автомобиль продал исключительно по этой причине…»

Хорошо известно, что одного таланта для успешной карьеры в спорте недостаточно. Очень важно встретить на своём пути наставника, который поможет тебе через упорный труд реализовать то, что дано тебе от природы. Вот и в судьбе Фёдора Черенкова был такой человек, который с самых ранних лет разглядел в этом невысоком парнишке незаурядный дар.

«Я уже писал, что, когда отец Федора умер, на плечи его матери легла забота о двоих сыновьях. Но была у нас с Федором, как, впрочем, и у всех наших одноклассников, вторая мама. Говорю об учительнице физкультуры Елене Александровне Маркиной. Она действительно относилась к нам, как к своим детям. Увы, в силу каких-то медицинских причин родных детей она иметь не могла. Этот немаловажный фактор дополнился удивительными свойствами ее характера. И ученика всегда называла Феденькой. Они, кстати, жили в одном доме, и Федор часто заходил к ней на чашку чая.

Замечу, как преподаватель она была весьма строгой. Вот такое сочетание. Феденьку по головке погладит и потребует еще раз выполнить какое-либо упражнение. А потом опять похвалит. Она и рассмотрела в Федоре незаурядный талант…»

Фёдор Черенков был человеком, который не любил афишировать свои добрые дела. Есть такая известная фраза: «Доброе дело делают тихо, а всё остальное – театр». Вот и он, не обладая ораторским даром, одним своим участием в том или ином мероприятии, дарил людям надежду. Даже тем, кто был осуждён за тяжкие преступления. Потому приезд Фёдора в колонию был естественным продолжением его отношения к людям, в каждом из которых он видел лучик света.

Фёдор Черенков
Фото: Из личного архива Александра Беляева

«Федор связался с обществом «Спартак», поскольку он был человеком дисциплинированным и видел в таких акциях не только себя, но и всю армию красно-белых. Общество для нее выделило кроссовки, мячи, сетки на ворота. Остальное мы закупили из наших собственных средств — чай, сигареты, лимончики… Сделали подарочные наборы. Кому? Игрокам, лучшему игроку турнира, которого должен был назвать Федор Черенков.

А Федор говорит: «Колония, конечно, карает, но ведь и воспитывает. Мы и приехали, чтобы внести свой скромный вклад в этом направлении. И вот мой вам совсем уж скромный подарок. Мой спортивный путь, тут пожелание вам». И протягивает ему книгу.

Малые усилия творят большие результаты. Федор не был мастаком произносить речи, но они, как правило, никому и не нужны. Его гражданская позиция состояла в делах, нужных другим людям. И он эти дела совершал…»

Многие известные спортсмены с высоты своей славы не замечают тех, кто живёт совсем другой жизнью, для кого элементарные по общим представлениям вещи становятся задачами, для решения которых приходится прикладывать во много раз больше усилий. Для Фёдора Черенкова участие в жизни людей с ограниченными возможностями, было тем, что наполняло его собственную жизнь смыслом.

«Когда проводился первый чемпионат для тотально слепых, приезд Черенкова тоже стал для участников серьезным толчком — значит, их футбол кому-то интересен, надо заниматься. То есть Федя своим присутствием, своей поддержкой внес лепту в развитие этой разновидности.

Года два-три приезжал по возможности на турниры, а потом, видимо, тяжелее стало из-за состояния здоровья. И честно в этом признался. Я сказал: «Федя, вопросов нет, но знай, что мы всегда тебя ждем и тебе рады!»

Кстати, я ему предлагал: «Давай о твоем участии в наших мероприятиях разместим информацию в СМИ». А он ответил: «Даже не вздумай! Если так сделаешь, больше не приеду». То есть конкретное условие поставил. И пока Федор был жив, это условие соблюдалось…»

Не раз мы сталкиваемся с тем, что успешный человек со временем сужает круг своего общения до «нужных» людей, отбрасывая в сторону всех, в ком он не видит прагматического интереса. Фёдор Черенков был совсем другим. Он до самых своих последних дней старался помогать ближним, особенно пожилым людям.

Фёдор Черенков
Фото: Из личного архива Александра Беляева

«Таким же доступным Федор оставался и для своих соседей в доме на Вяземской улице. Здесь надо сказать, что Черенковы со временем переселились из дома номер 22 в дом номер 24. А их прежнюю пятиэтажку в 2009 году сломали. При уходе из большого спорта Федору готовы были дарить квартиры. Но он, во-первых, был равнодушен к значимым подаркам. Во-вторых, любил свое Кунцево, где прошло его детство, и не собирался с родной улицы никуда переезжать. Воспоминания о родителях, о школе никогда не покидали его.

Алексей Грачев и Ильгиз Абубякиров, которого обычно все называли Игорем, вспоминали, что он с особенной теплотой относился к пожилым людям, сидевшим на лавочке у входной двери в подъезд. Не просто приветливо здоровался, но старался подарить какой-нибудь тортик в праздник. Интересовался их проблемами, а то и предлагал помочь деньгами. Конечно, все отказывались, но бывало так, что он совал и уходил.

Жил жизнью подъезда, не отделяя себя от простых людей и словно стесняясь своей известности. Мне доводилось соседствовать со спортсменами — вполне состоявшимися, с чемпионскими званиями, но не кумирами. Тем не менее, осознание собственной элитарности выставлялось напоказ. Федор был не таким…»

Отрывки из книги Александра Беляева «Фёдор Черенков, каким вы его не знали» демонстрируют те страницы жизни великого футболиста, которые ранее не были открыты широкому кругу поклонников его таланта, простиравшегося далеко за пределы футбольного поля. Нашей стране нужны настоящие, а не картонные герои. И хочется верить, что нынешнее поколение молодых спортсменов будет ориентироваться на такого героя нашего времени как Фёдор Черенков, который и в футболе, и в жизни дарил людям тепло.

Текст: Олег Бухарев.

Фото: Из личного архива Александра Беляева.

Поделиться ссылкой:

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше историй из Футбол

Бухарев Олег

About Олег Бухарев,