«Зенит» доминировал, но Максименко не допустил унижения «Спартака»
Автор Роман Романов, 19.04.2024
Под руководством Владимира Слишковича, назначенного исполняющим обязанности главного тренера «Спартака» после отставки Гильермо Абаскаля, москвичи 17 апреля завершили вничью выездной поединок с санкт-петербургским «Зенитом», по итогу вылетев из Пути РПЛ Кубка России в Путь регионов. Вернувшись из недельного путешествия по футбольному маршруту «Сочи — Санкт-Петербург», наш обозреватель Роман Романов поделился наблюдениями по прошедшему матчу, проанализировал игру вратаря Александра Максименко и попытался найти виновников текущего состояния красно-белых.
Зачастую после смены главного тренера команда выходит на ближайшую игру с новыми эмоциями и воодушевлением, в надежде на улучшение и выход из кризиса. И за счёт этого нередко добивается успеха. Однако уже по стартовому двадцатиминутному отрезку стало понятно, что на спартаковцах это не сработает – полное превосходство «Зенита». Особенно наглядно это проявлялось в индивидуальных действиях: обводки один в один, а то и один в два со стороны зенитовцев. Это явно не то, на что сильно может повлиять тренерский штаб. Организовать подстраховку – может, но это уже решение последствий обводки, а не её предотвращение. По итогам игры в этом компоненте получился результат аж 22:8 (по подсчётам «Rustat»).
Первый полумомент у гостей случился на 22-й минуте, когда Александру Соболеву помешали пробить. Далее то ли сам «Спартак» немного выровнял игру, то ли соперник подуспокоился. Но голевые эпизоды у «Зенита» периодически возникали.
Игра в пас у гостей вообще не клеилась. Хотя «Спартак» провёл изменения с привычной с конца прошлого года схемы 4-4-2 на формацию 4-5-1, оттянув Михаила Игнатова ниже, на позицию под нападающим, но это красно-белым по факту никак не помогло. На мой вопрос по этому поводу во время послематчевой пресс-конференции исполняющий обязанности главного тренера Владимир Слишкович пояснил, что сделано было это, чтобы соперник не завладел центром поля. По словам боснийского специалиста, нельзя было оставлять его три в два, и он считает, что именно Игнатов выполнил поставленную задачу. Хотя сказать, что хозяева не хозяйничали в середине, вряд ли получится. Комбинационной игре это тоже не особо помогало.
В начале второго тайма «Спартак» вроде бы смог забрать мяч под свой контроль, стало проходить больше 3-5 уверенных передач, но питерцы спокойно позиционно оборонялись, практически не давая угрожать своим воротам. Тем более, что общий счёт двух встреч был в их пользу. На пресс-конференции главный тренер «Зенита» Сергей Семак пояснил, что сделали они это не специально, и, играя с хорошей командой, невозможно контролировать мяч 70-80 процентов времени. По владению получилось в итоге 60% на 40% в пользу сине-бело-голубых. Кстати, исходя из ответа Сергея Богдановича на мой вопрос про изменённую схему «Спартака», я понял, что он вообще это не заметил (на видео с 01:44). Вот что значит уверенность в своих возможностях: команда строит игру от себя, с другой же стороны с соперником, где футболисты выше классом, это просто нельзя не учитывать (а такие у «Зенита» были только в еврокубках, и теперь неизвестно, когда они ещё будут).
Ближе к концу матча спартаковцы вернулись на схему 4-4-2 после выхода на поле Манфреда Угальде вместо Игнатова, но улучшить атакующую игру гостям не удалось. Номинальный центральный защитник Георгий Джикия вышел на позицию левого, видимо, чтобы иметь лишнего хорошо играющего головой футболиста, но и это не пригодилось, потому что даже навал в концовке «Спартаку» создать не удалось, настолько красно-белые были беспомощны в созидании в этот день.
Если сложности с созданием явных возможностей для взятия ворот преследуют красно-белых с начала весны, а самих голов забито очень мало, то в обороне проблем наоборот стало меньше. В отсутствие лидера центра защиты Срджана Бабича (приболел, как и вратарь Александр Селихов), который успевает подчищать за партнёрами в нужный момент, Владимиру Слишковичу необходимо было что-то придумывать для укрепления тылов.
Так на фланг полузащиты поднялся номинальный защитник Даниил Хлусевич, немало отыгравший вингером до прихода в «Спартак». Отвечая на мой вопрос обо перестановке, Слишкович обосновал это так: «Понимаю, что он давно не играл именно на этой позиции, но сегодня нужно было в какой-то мере пожертвовать им, чтобы закрыть тот фланг, где играет Сантос». Ещё он добавил, что Хлусевич готов и отбирать мяч, и протащить его, и бежать в контратаку.
Получается, что «Спартак», возможно, даже в ущерб атаке пытался уделить особое внимание обороне, которая по факту до этого хромала. Но как же он собирался восстанавливать отставание в счёте по сумме двух матчей? Слишкович объяснил это так: «План на игру строился, чтобы постараться в последние 20-25 минут создать наибольшее количество моментов, имея двух атакующих футболистов – Хесуса Медину и Тео Бонгонду. В какой-то мере не хватило свежести в концовке, чтобы пойти вперёд… Сегодня могла бы произойти катастрофа, но её не случилось».
Катастрофы для спартаковцев не случилось: всё относительно, и сразу вспоминается поражение 1:7 в Санкт-Петербурге осенью 2021 года при Руи Витории. Но статистика от «Rustat» показывает, что она была не исключена: 9:0 по голевым моментам, 3,16:0,14 по ожидаемым голам (xG) и 17:5 по ударам по воротам (8:1 в створ).
Доминирование у «Зенита» получилось, но унизить соперника, что всегда в своей кричалке «Оп, давай-давай…» требуют питерские болельщики, не позволил вратарь красно-белых Александр Максименко, проведя 46-й «сухой» матч – лучший результат среди спартаковских вратарей в XXI веке. Александр спасал свою команду разнообразно, в том числе на выходе из ворот, остановив Густаво Мантуана. Но особенно запомнились эпизоды, когда он отразил ближний удар Ильзата Ахметова — по мини-футбольному, ногой, показав превосходную растяжку, а также, когда прервал полет мяча от головы (это всегда сложно) Нино, моментально сложившись.
Похоже, что Максименко почувствовал максимальную конкуренцию, посмотрев недавний матч «Спартака-2» с феноменальными сейвами Семёна Фадеева. А если серьёзно, то Александр безусловно прибавил в игре на линии, что проявляется после зимнего перерыва. Считаю, что произошло это не только за счёт того, что он сбавил в массе тела (как многие подмечают), в связи с чем стал резче, но главным образом, улучшил выбор позиции, что с опытом может сделать любой вратарь, независимо от природных физических возможностей. Ведь, если заметите, он не летает из одной части ворот в другую, не тащит дальней рукой из дальней девятки (как тот же Фадеев, к примеру), а чаще отбивает мячи, летящие неподалёку от его тела, пусть порой и сложные, где нужна реакция и резкость. Именно это качество отличает, например, лучшего голкипера России последних 20 лет Игоря Акинфеева. Если Макси, как зовут его болельщики, добавит ещё в игре ногами и на выходах из ворот, то тогда понятие «вратарская проблема» забудется для красно-белых как страшный сон.
Конечно, времени прошло мало, но пока я не вижу, что Владимир Слишкович изменил в части ошибок Гильермо Абаскаля. Всё-таки ему изучать команду не нужно, он знает всё наизусть. План на игру провалился, в обороне получилось очень плохо, хотя весной это единственное, в чём «Спартака» был в целом неплох. Если б не отличная игра Максименко, не миновать бы красно-белым разгрома.
Но это не к тому, что Слишкович не годится, наоборот, в нынешней ситуации не стоит спешить с назначением нового тренера, и дать шанс боснийцу, неплохо владеющего русским языком. Мысль в том, что «спускать всех собак» на Абаскаля неверно, хоть вина в нынешнем состоянии команды его как руководителя первоочередная, и что спрашивать с игроков нужно не меньше, а в каких-то аспектах — даже больше. И о том, что следует критически относиться к слухам от так называемых «инсайдеров» о том, что между Абаскалем и двумя его испанскими помощниками, на одной стороне, и между Слишковичем и футболистами, на другой стороне, были существенные разногласия, препятствовавшие нормальной работе. Слишкович на пресс-конференции опроверг эти разговоры примерно так: «Честная работа ассистента: когда есть что сказать, то надо сказать». Ну и футболисты уточнили, что попрощались с Абаскалем в неофициальной обстановке, что вряд ли бы произошло при наличии конфликта.
Надёжду на то, что Слишкович сможет доказать своё право убрать приставку «и.о.» даёт его позитивный настрой. На вопрос, хотел бы встретиться с «Зенитом» в финале кубка, он уверенно ответил по-русски: «Это так и будет!».
Тем временем сложный девятидневный выездной отрезок для «Спартака» (как и для меня) продолжится в воскресенье 21 апреля – в гости красно-белых ждёт ФК «Ростов» (начало матча в 20:30). Как стало известно, что вместе с командой поездом в Ростов-на-Дону отправится и выздоровевший Срджан Бабич.
Текст: Роман Романов.
Заглавное фото: Олег Бухарев.
Фото: Олег Бухарев и Наталья Бухарева.