Перейти…
RSS
Follow by Email
YouTube
Telegram
VK
VK
OK

Последние записи
{"ticker_effect":"slide-h","autoplay":"true","speed":3000,"font_style":"normal"}

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.


Что случилось с этим миром, я не знаю, но, если раньше все дороги вели в Рим, то теперь все они ведут на футбол. Казалось бы, авиасалон МАКС-2019, разговоры о самолетах, пилотах, суперджетах и прочих достижениях нашей (и не только нашей) авиационной промышленности… Но  так уж вышло, что обе мои беседы со зрителями этого масштабного события завершились на футбольной теме.  И, честное слово, я не специально выбирала приверженцев одной и той же команды. Галина Игоревна – болеет за московских армейцев уже 20 лет, а отец Кирилла, болеющий за Спартак, некогда отвозил футболистов ЦСКА, когда те играли с «Ливерпулем». Тогда его сыну достался поистине роскошный подарок.

И вот как сошлись наши звезды на этом небесном шоу.

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото из личного архива Галины Новоторкиной

История первая. «Я больна авиацией».

Моя первая героиня — Галина Игоревна Новоторкина. Её отец – ракетчик. Прослужил 26 лет в Капустином Яре, стоял у истоков РВСН (Ракетных Войск Стратегического Назначения). И сам непосредственно занимался испытанием ракет.  Именно поэтому Галина Игоревна до сих пор относится к военным с особым пиететом.  Её детство прошло в военном городке. Затем её ждала учёба в ВУЗе и работа провизором. Наряду с такими очень женскими хобби как рукоделие и вязание (скатерти, пальто, шали), она обожает… самолеты. Стратегические бомбардировщики. Настоящий фанат Сухого.

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото из личного архива Галины Новоторкиной

Но произошло это не сразу.

«Господи, как же ты меня достал со своими самолетами!»  — эту фразу Галина бросила одному военнослужащему, своему хорошему знакомому, который некогда, в далеком уже 2001 году, всячески уговаривал её поехать на авиасалон МАКС и хотя бы раз увидеть всё своими глазами.

И она увидела. А увидев, влюбилась. Раз, и как теперь она уверена, навсегда.

В авиасалон с мужским именем и с мужским характером. С тех пор каждые два года, когда МАКС заканчивается, Галина Игоревна, покидая Жуковский, сразу начинает ожидать следующий, не пропуская ни одного авиашоу.

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото: Татьяна Жаркова

«С каждым годом всё больше и больше порядка, — говорит Галина Игоревна. — Организация, по-моему, уже достигла своего совершенства. Даже не к чему придраться. Я встала в пять часов утра, в семь вышла из дома, а в половине девятого уже была здесь. И в это раннее время на станции Фрезер, откуда я ехала, для нашего удобства работали дополнительные кассиры. По приезду везде есть указатели. Волонтёры говорят в рупор, куда идти и где автобусные остановки.  В общем, каждому человеку очень легко сориентироваться. Небо и земля, если сравнивать с тем годом, когда мы в первый раз сюда приезжали. Тогда мы не знали куда торкнуться. Найти информацию, куда пройти, было не реально.  Тоже самое и в плане выезда.

Теперь же ожидание автобуса занимает минут пять. Надо отдать должное организаторам, с 8:30 автобусы уже возили людей на площадку!

Сразу заметила, что здесь стало больше людей. В десятки раз. Конечно, это всё за счет популяризации».

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото из личного архива Галины Новоторкиной

Со всем, о чём мне рассказала Галина Игоревна, я тоже соглашусь. Людей из года в год все больше, а  рекламе МАКСа можно только позавидовать.

Примерно за неделю до открытия авиасалона, я совершенно случайно увидела в Инстаграме объявление о его приближении. Оно спрашивало у меня (и у тысяч таких же, как и я, влюбленных в небо) купила ли я билет на МАКС? Мысленно отвечая, что буду на нём наконец-то как настоящий фотокорреспондент, я листала комментарии, которые оставляли под постом данной рекламы. И внезапно моё внимание привлекла запись, что человек (Галина Игоревна) купил билет и собирается приехать в Жуковский уже в 10 (!!!) раз. А далее – еще круче – парень (Кирилл) отвечает, что он будет там в 12-ый раз!!!

Конечно же, упускать шанс пообщаться с такими зараженными МАКСом людьми было нельзя – и я, не долго думая, написала Галине Игоревне и Кириллу в личку и договорилась о встрече на МАКСе в воскресенье.

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото: Татьяна Жаркова

В воскресенье было жарко.

А  в Жуковском было жарко втройне. Ревели самолеты, гудели вертолеты, шумела многотысячная толпа посетителей авиасалона. Люди сновали между рядами павильонов, наполненных разнообразными авиационными и космическими разработками, разглядывали огромные лайнеры, ИЛы–76, выстроившиеся, как на параде, вдоль аллеи стационарной экспозиции и чуть меньшие в размерах, но не менее грациозные истребители, бомбардировщики и штурмовики.  

Но так или иначе, взгляды всех людей периодически были прикованы к носящимся со звуками, напоминающими Иерихонскую трубу, машинам, выписывающим невообразимые кренделя, кульбиты, бочки и иммельманыв небе.

Именно в тот момент, когда я просочилась сквозь толпу у КПП, в небе появилась надпись МАКС-2019, выполненная пилотажной группой «Первый полет» на самолетах Як-52 .

Как сказала мне чуть позже Галина Игоревна: «Каждый год одно и то же показывают, но не надоедает. Все время одни и те же фигуры, за исключением надписи 2019.  Хорошо, что придумывают что-нибудь новенькое, чтобы публику привлечь».  

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото из личного архива Галины Новоторкиной

«Су-57? Он, конечно, Звезда!»

Су-57, чем, кстати, не новенькое? Самолет стал героем авиасалона – сколько новостей было про фигуры высшего пилотажа, которые выполняют пилоты за его штурвалом! Один осенний лист чего стоит. И колокол. Кажется, многотонная махина просто не способна вот так, просто зависнуть в воздухе в вертикальном положении и пребывать в нем секунд десять! Оказалось, что может.

Проходит минута нормального полета  — и самолет вдруг начинает хаотично планировать по направлению к земле. Зритель замирает – а это,  оказывается, фигура  «Сухой лист».

И не поспоришь. Сухой? Конечно SUKHOI. Лист? Конечно лист. Вы хоть раз видели СУ-57? Один в один – кленовый листочек, только размерами чуть больше. И назначение у него совсем другое, чем у бессмысленно падающего с ветки дерева осеннего листка…

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото: Татьяна Жаркова

Галина Игоревна правильно сказала:  

«За него не страшно. Мне нравится совершенство машины. Когда на неё смотришь, забываешь про то, для чего она сделана. Это же машина – убийца. Но тут в первую очередь — восхищение мощью.  И гордость за свою страну. Чувства страха нет. Есть спокойствие и уверенность в светлом будущем. Страна под защитой. Значит так надо. Все мы будет спать спокойнее.

Если говорить о «колоколе», то очень хочу увидеть «Кобру Пугачева». Есть такая фигура высшего пилотажа, но, её, по-моему выполнял только Ткаченко – погибший командир Русских Витязей. Больше после него я уже никого не видела, кто бы делал её. На МАКСе её показывали. Изумительно, завораживающе: стоишь с отвисшей челюстью. Самолет встаёт, зависает на одном месте, не совсем как колокол, а просто замирает в статике.

Сегодня, когда первый самолёт взлетел, гражданский, у меня прямо-таки перехватило горло от восторга и проступили слёзы на глазах. От счастья. Просто наслаждаюсь тем, что вижу.  Восторг, восхищение, эмоции, адреналин — всё вместе здесь. Я больна авиацией.

Как вообще может эта многотонная машина, как она может это делать. Даже не верится, что там внутри – живой человек управляет всем этим, справляется со всеми перегрузками».

Новичку я бы посоветовала приехать сюда рано-рано.

Если ты любишь самолеты, любишь свою страну – здесь готовиться не к чему: просто прийти, смотреть и наслаждаться зрелищем.

Сын Галины Игоревны тоже заболел авиацией. Лет с десяти. Должен был к нам подойти, пока мы разговаривали, сидя на газоне среди сотен таких же влюбленных в небо, но, видимо, они с девушкой засмотрелись на стационарную экспозицию или пошли гулять по павильонам. А мы продолжали сидеть на покрывале на траве среди сотен зрителей, заворожённо следящих за каждым поворотом крыла и пытающихся запечатлеть на камеру фигуры высшего пилотажа.

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото: Артур Стабулниекс

«Я сначала тоже много фотографировала. У меня есть много фотографий с самолетами. Но потом я поняла, что в этом нет смысла, потому что важна динамика, нужно смотреть, как они летят, Да, красивы «Витязи» строем, особенно когда они летят со «Стрижами» – эти огромные Сушки с маленькими юркими МиГами. Это, конечно красиво, но надо именно смотреть, как они летят».

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото: Татьяна Жаркова

Мы немного посмотрели, как вальяжно и грациозно рассекает небо огромный «Сухой Суперджет 100». Поудивлялись, как можно смотреть на это равнодушно.

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото: Татьяна Жаркова

И тут внезапно Галина Игоревна задает мне вопрос, указывая на мой блокнот с эмблемой клуба: «Вы фанат ЦСКА?». Я немного оторопела и кивнула. В ответ на кивок последовало уверенное: «Я тоже. Красно-синий самый сильный».  Тут уже моя челюсть медленно поползла вниз, а разговор сам собой переключился на футбол.

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото: Татьяна Жаркова

 — Вы на игры ходите?

— Да. Хотела пару раз попасть на дерби, но пока что-то не получается. Мне очень нравится на стадионе, я болею, кричу кричалки.

— Не было мысли купить абонемент, попасть на трибуну А?

—  Слушайте, а хорошая идея!! (тут я слегка обалдела – вот бы мои родители так реагировали!). У меня у сына был абонемент , пока в универ не поступил, потом времени не было. А так, на стадион меня сын привел. Кто-то меня обязательно куда-то приводит (смеется).  Знакомый – на МАКС, сын – на ЦСКА.  Он в футбол играет с раннего детства, а в 9 лет сказал мне: «Мама, пошли на футбол». Ну, а я же одного его не отпущу в 9 лет. Естественно пошли вместе. Кончилось тем, что я стояла и кричала, болела, а он сидел на лавочке, дергал меня за куртку и говорил: «Мама, чего ты так кричишь?». А я ему: «Не мешай, сынок, я болею!»(снова смеется). 

Небо. Самолёты. Футбол. Часть первая.
Фото: Татьяна Жаркова

Дальше разговор плавно перешёл на личность голкипера ЦСКА Игоря Акинфеева.

— Он, вообще, Звезда! Я была на одном из матчей, когда его травмировали. Болельщики были в шоке, он ушел с поля на некоторое время. Но буквально через 15 минут вернулся в свои ворота.  Стадион, стоя, устроил ему овацию. Игорь, конечно, боец.  Сейчас много новых игроков набрали, а старички уходят постепенно. Жаль, что ушёл Вернблум.

— Есть шанс на чемпионство?

— Шанс есть всегда. Надо просто идти и работать.  Чтобы всё получалось.

— Если бы у Вас был шанс сказать что-то игрокам ЦСКА, что бы Вы сказали?

— Нужно больше работать. Чтобы что-то получить – нужно пройти весь путь до конца, тогда результат прийдёт. А случаются проигрыши, значит где-то не доработали, кто-то не добежал, не доиграл, не до конца выложился на тренировках.

А вот тренеру – респект и уважение. Мне кажется, он на своём месте и дай Бог он был бы там всегда! Тренера очень уважаю.

Текст: Татьяна Жаркова.

Фото: Татьяна Жаркова, Артур Стабулниекс и фотографии из личного архива Галины Новоторкиной.

Поделиться ссылкой:

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше историй из Авиаспорт

About Татьяна Жаркова,