Бундеслига на Кубке Легенд
Автор Александр Косяков, 15.02.2023
С 10 по 12 февраля в Москве прошёл 15-ый юбилейный международный футбольный турнир Кубок Легенд имени Константина Ерёменко, на котором в 14-ый раз победила команда Легенды России, одолевшая в финале команду Легенд СНГ со счётом 6:4. Кроме финалистов этого турнира почти 5000 болельщиков во Дворце Спорта «Мегаспорт» смогли воочию понаблюдать за игрой футболистов из команд Легенды Европы, Легенды латинских стран, Легенды Африки и сборной Звёзд, к которым в фойе выстраивались длинные очереди за автографами. Специальный же корреспондент издания «В мире спорта» Александр Косяков пообщался с игроками, проведшими большую часть своей карьеры в немецкой Бундеслиге. Его собеседниками стали Гойко Качар, Джей-Джей Окоча и Артур Бока.
Все, кто хоть немного интересуется футболом, понимают, в какой ситуации мы находимся. Сейчас ждать и надеяться, что Россию вдруг ни с того ни с сего начнут приглашать на различные международные соревнования, значит, по меньшей мере, просто обманывать самих себя. Нас не только никуда не зовут, но и к нам самим особо никто не приезжает. И вот на этом фоне в эти выходные в Москве прошёл Кубок Легенд по футболу имени Константина Ерёменко, который иначе как большим спортивным международным событием, не назовёшь. Трудно представить, какие усилия пришлось предпринять организаторам, чтобы в нынешней обстановке собрать на участие в турнире, проводившемся в 15-й юбилейный раз, яркую россыпь ветеранов футбола из такого большого количества стран мира. Хотя по общепринятому понятию далеко не все из приглашённых подходят под статус легенд, но это было в сегодняшней ситуации не столь важно. Впечатление произвела география стран, из которых они к нам приехали: Германия, Франция, Испания, Аргентина, Португалия, Сербия, Греция, Тунис, Кот-д’Ивуар и Нигерия, Швеция и Мексика. И это далеко не полный список. Несмотря на то, что Легенды футбола официально и не представляли свои страны, а выступали за сборные континентов, хорошему впечатлению от их участия в турнире, это не помешало. Так как я много лет слежу за немецкой Бундеслигой, то интерес вызвали прежде всего футболисты, игравшие в Германии. С тремя из них, игравших в разных клубах немецкой Бундеслиги, мне удалось немного пообщаться.
Первым моим собеседником стал бывший полузащитник сборной Сербии Гойко Качар, который провёл в общей сложности 10 сезонов в таких клубах, как берлинская «Герта», «Гамбург» и «Аугсбург».
Гойко Качар: «О каждом клубе Бундеслиги, где я играл, осталась масса впечатлений»
— Вы выступали на протяжении многих лет за три разных клуба в Германии, какой из них оставил у Вас самые яркие впечатления?
— Трудно сказать. «Герта» и «Гамбург» — более амбициозные клубы, чем «Аугсбург», но и в провинциальном Аугсбурге мне было очень комфортно. Если говорить в общем, то в каждом клубе была масса ярких впечатлений. С «Гертой», например, в первом же моём сезоне мы заняли высокое 4-место. Меня хорошо приняли в команде, помог быстро адаптироваться мой соотечественник Марко Пантелич, который вместе с Андреем Ворониным составлял ударную силу в нападении, да и мне удалось забить 6 мячей в том сезоне. Для полузащитника это хороший показатель. Так что вклад в наши победы я вносил.
— Но во второй год вашего пребывания в «Герте» вы вылетели из Бундеслиги?
— Да, трудно было себе представить, что после столь удачного сезона мы так провалимся.
— Потом были 6 лет в «Гамбурге» с отъездом в Японию. Как Вы туда попали?
— Всё очень просто, я получил травму, и после восстановления мне предложили набрать форму, играя в аренде в японском клубе «Сересо Осака». Так что никакого негатива не ищите. Всё было по обоюдному согласию. Да и я там долго не задержался: как набрал кондиции, то сразу вернулся назад.
— В «Гамбурге» у Вас уже поддержки соотечественников не было, но с Вами в команде играл «спаситель» России хорват Младен Петрич, который забил решающий гол агличанам и «вывел» сборную России на чемпионат Европы 2008 года. Кстати, как складывались у Вас лично отношения с хорватскими футболистами, играющими с Вами в одной команде?
— Замечательно. В «Герте» я играл бок о бок с Йосипом Шимуничем, а в «Гамбурге» с Младеном Петричем, Иво Иличем, Миланом Баделем и с вашим хорошим знакомым Ивицой Оличем. Никогда никаких проблем с ними у меня не возникало. Со всеми были и остались дружеские отношения.
— Завершали вы свою немецкую карьеру в «Аугсбурге», команде борющейся обычно каждый год за выживание. Что там было примечательного?
— Да, там практически не было игроков уровня Рууда ван Нистелроя, Рафаэля ван дер Варта, Зе Роберто, Арно Фридриха да и многих других, с кем мне вместе приходилось играть в «Гамбурге» и «Герте». Но у нас был очень хороший коллектив, который сложился благодаря огромным усилиям Штеффана Ройтера, знаменитого немецкого футболиста, чемпиона мира, победителя Лиги чемпионов и чемпиона Германии. По итогам сезона мы тогда заняли место в таблице выше «Гамбурга».
— Не удивляет, что «Гамбурга» уже давно нет в Бундеслиге, а «Герта» сейчас борется за выживание?
— Это для меня очень болезненно. Всё-таки я много лет провёл в этих клубах, особенно в «Гамбурге», в клубе с большими традициями. Я очень надеюсь, что и «Герта» и «Гамбург» будут в следующем сезоне играть на высшем уровне.
— Как Вам Кубок Легенд?
— Всё отлично организовано. Но с вашей командой будет трудно бороться (смеётся).
— Согласен, но Вам тоже удачи!
— Спасибо.
Вторым моим собеседником стал ивуарийский защитник немецкого «Штутгарта, игравший в Бундеслиге на протяжении 8-ми сезонов, Артур Бока.
Артур Бока: «Приезжаю сюда, чтобы окунуться в атмосферу праздника»
— Артур, Вы уже не первый раз у нас на Кубке Легенд, что-нибудь изменилось для Вас?
— В плане организации изменений нет, всё очень хорошо, в этот раз здесь много моих старых знакомых и по сборной и по клубу, где я играл 8 лет и стал чемпионом. Приезжаю сюда, чтобы окунуться в атмосферу праздника, встретить старых друзей. Смотрите, сколько здесь ребят из «Штутгарта» — Кевин Кураньи и Александр Глеб, Здравко Кузманович и Павел Погребняк. А с Фернанду Мейра, Рикардо Осорио и Александром Фарнерудом мы вообще становились чемпионами Германии. Тренер наш, Армин Вей, тогда в «Штутгарте» создал очень хорошую команду.
— Я вижу, вы неплохо говорите по-немецки, легко ли дался Вам язык?
— Как я только пришёл в «Штуттгарт», то ко мне прикрепили преподавателя. В Германии с этим строго. Знание языка нужно обязательно.
— Вы сейчас случаем не в Германии живёте?
— Нет, в Испании. В Малаге. Я же играл два сезона за «Малагу», а потом решил там осесть
— С семьёй?
— Да. Жена, двое детей. Всем там нравится.
— А как Вы оказались в «Малаге»?
— В «Штутгарте» уже на излёте карьеры мне предлагали контракт на один год, а в Малаге — на два. Вы же знаете, возрастным футболистам в Германии трудно заключить соглашение больше, чем на год. Так что, у меня к «Штутгарту» нет никаких вопросов, да и проблем никогда никаких там не было, и с адаптацией и вообще. Я провёл там прекрасное время.
— В Германии, а в частности в Штутгарте часто бываете?
— Нет. Редко. Хотя постоянно приглашают.
— Жильём в Германии не хотели обзавестись, всё-таки долго там играли?
— Нет, не стал себя связывать с этой страной.
— А чем вообще занимаетесь после карьеры?
— Скажем так: агентская деятельность. Ищу таланты у себя на родине.
— Вы играли в сборной Кот-д’Ивуара вместе с вашим легендарным соотечественником Дидье Дрогба. Помните финал Лиги Чемпионов 2012 года «Бавария» — «Челси» в Мюнхене и его голы с игры и с пенальти?
— Конечно, помню. Я за Дидье сильно болел, мы с ним многие годы играли вместе в сборной, а ещё заодно и против «Баварии» болел.
— ?
— В Германии, кроме болельщиков «Баварии», мало кто желает, чтобы она победила (смеётся).
— Кроме Вас здесь на турнире ещё ваши партнёры по сборной…
— Да, Зокора, Эбуэ. Мы все дружим, и встречи для нас всегда праздник.
— Тогда удачи Вам!
— Спасибо.
Третьим моим собеседником на Кубке Легенд стал Джей-Джей Окоча, нигерийский футболист более старшего поколения, один из ярчайших игроков в истории Бундеслиги, входящий в список Fifa 100, cоставленным великим Пеле. Он играл в Германии не так долго, но оставил заметный след в Бундеслиге, выступая за франкфуртский «Айнтрахт» на протяжении 4-х сезонов в начале 90-х годов. Его статус «Легенда» никогда не подлежал сомнению, а его виртуозной техникой восхищались во Франции, Турции и Англии. Его, по отзывам моих друзей из Германии вспоминают с теплотой до сих пор.
Джей-Джей Окоча: «Бундеслига — это школа футбола и жизни!»
— Рад видеть вас в Москве. Немецкий не забыли?
— Спасибо. Вообще, мне проще говорить по-английски, но и немецкий язык тоже немного помню (cмеётся).
— Тогда начнём на немецком. Вы знаете, за что Вас до сих пор помнят в Германии?
— Догадываюсь.
— За гол забитый Оливеру Кану, тогда ещё вратарю «Карлсруэ». Этот гол считается самым красивым за всю историю Бундеслиги. По крайней мере об этом вашем чудо-голе постоянно вспоминают.
— Да, было дело. Приятно, когда об этом через столько лет люди говорят.
— Вы же не с Франкфурта начинали свою карьеру в немецком футболе, а как я прочитал в вашей биографии, в совсем неизвестной команде — «Боруссия» Нойнкирхен?
— Да. Я начал играть в Германии в низшей лиге. Была такая команда. Провёл там два года, потом меня пригласил «Айнтрахт». Вообще, я пришёл тогда во франкфуртский клуб в 19-летнем возрасте. Молодой был совсем.
— Вы тогда попали в команду, где выступал знаменитый ганский нападающий Энтони Йебоа, который так же, как и Вы творил чудеса на немецких полях.
— Да. Хорошая у нас была команда. На воротах стоял знаменитый вратарь Ули Штайн, выигравший с «Гамбургом» Кубок чемпионов. Он был старше меня на 19 лет. Да что тут говорить, много было хороших игроков тогда в «Айнтрахте». Со мной рядом играл чемпион мира Уве Байн, которому тогда было за тридцать. Я чувствовал себя юнцом, учился у ветеранов и набирался опыта. Бундеслига была для меня хорошей школой футбола и жизни. Конечно, Йебоа отличный футболист, и на первых порах он мне здорово помог. Я всегда, как бы находился в его тени, но очень много работал на команду. У нас остались с ним хорошие отношения. До сих пор общаемся. Ещё хочется вспомнить Ральфа Вебера. Он очень хороший человек и футболист.
— Вы выиграли тогда в 1992-1993 бронзу…
— Да, это было большим успехом. На большее тогда нас не хватило. Но главным было то, что мы играли в красивый и зрелищный футбол, который до сих пор помнят.
— Сергея Кирьякова помните? Он тоже играл не последнюю роль в Бундеслиге.
— Помню, конечно. Играли друг против друга.
— Где живёте сейчас, с «Айнтрахтом» Вас что-нибудь связывает?
— Я живу в Лондоне, мотаюсь между Англией и Нигерией. Из футбола никуда не уходил. Меня постоянно зовут на разные футбольные мероприятия. Бываю на телевидении в качестве аналитика. «Айнтрахт» регулярно приглашает. По возможности всегда прилетаю во Франкфурт.
— На финале лиги Европы «Айнтрахт» — «Рейнджерс» были?
— Нет, не удалось, и очень жалею, что пропустил такой праздник футбола. Победа «Айнтрахта» была грандиозной.
— Как Вам сборная Марокко на чемпионате мира в Катаре?
— Супер. Рад, что наконец африканская команда попала в четвёрку сильнейших. Нам в своё время это не удалось.
— Но Вы стали олимпийским чемпионом в Атланте в 1996 году…
— Да. Вошёл в историю. Это был большой успех для всего нигерийского футбола и в целом для нашего народа.
— Спасибо Вам за интервью и больших успехов!
— Спасибо, что помните.
На все мои вопросы Джей-Джей Окоча отвечал на хорошем немецком языке, ни разу не сбившись на родной для него — английский. Не даром говорят, талантливые люди талантливы во всём.
Текст: Александр Косяков.
Заглавное фото: Кубок Легенд.
Фото: Кубок Легенд, Александр Косяков и УЕФА.