Перейти…
RSS
Follow by Email
YouTube
Telegram
VK
VK
OK

Последние записи
{"ticker_effect":"slide-h","autoplay":"true","speed":3000,"font_style":"normal"}

«Мир стал таким маленьким». Мини-интервью с экс-легионерами «Спартака» Робсоном, Озбилизом и Эменике


После матча команды легенд «Спартака» со сборной мира, который прошёл 9 сентября в память о неподражаемом Илье Цымбаларе, наш обозреватель Роман Романов поговорил с игравшими в нём тремя экс-спартаковскими легионерами: Луисом Робсоном, Арасом Озбилизом и Эммануэлем Эменике. Насколько тяжело было собрать всех их вместе, изданию «В мире спорта» рассказал сын Ильи Цымбаларя, Олег. Ну а другая легенда красно-белых Андрей Тихонов раскрыл секрет, как называют Робсона все бывшие его партнёры по команде.

Арас Озбилиз. ФК Спартак-Сборная мира. Матч памяти. Илья Цымбаларь
Фото: Олег Бухарев/ «В мире спорта»

Армянский полузащитник Арас Озбилиз, выступавший за «Спартак» в 2013-2015 годах, порассуждал о своих тяжёлых травмах, которые, как и Илье Цымбаларю, не позволили ему раскрыть весь свой потенциал, а также поведал о своём таланте полиглота:

— Арас, расскажите об отрезке карьеры, проведённом в «Спартаке».

— У меня и хорошее время было здесь, и плохое. Третий раз «кресты» порвал – очень тяжело было. Если бы у меня травмы не было, совсем по-другому, может быть, всё сложилось. Но это жизнь. И тем не менее, несмотря на то что я три раза рвал «кресты», до сих пор ещё играю. Есть люди, которые и после одной такой травмы не могут вернуться.

— Помните игру Ильи Цымбаларя?

— Честно говоря, я его не видел в игре, потому что, когда я был в детском возрасте, то рос в Голландии, и там очень мало показывали футбол из бывших советских стран. А так, я смотрел архивы, и, конечно, понимаю, что у этого футболиста был большой потенциал.

— Знаете футболистов «Спартака» с отличной левой ногой, кроме Вас?

— Вот как раз Цымбаларь. Алекс тоже хорош был. Но левшей всё равно мало. У меня два сына есть, и они оба правши.

— Поддерживаете ли связь с теми, с кем играли вместе за «Спартак»?

— Немного с Денисом Глушаковым. С Джано, Жоао Карлосом. Сегодня Владимир Гранат здесь был. С ним тоже общаюсь. И конечно с Дмитрием Гунько, моим тренером и в «Спартаке», и в «Урарту» в Армении.

— Мог ли в своё время к двум армянам в «Спартаке» (Вы и Юра Мовсисян) добавиться третий – Генрих Мхитарян?

— Когда он играл в «Шахтёре» из Донецка, «Спартак» его хотел приобрести, но он перебрался в Дортмунд. На мой взгляд, Мхитарян — самый сильный футболист в истории Армении, и, думаю, что ещё долго у нас не будет такого игрока.

— Расскажите о своих планах на будущее.

— Я начал учиться на специальных курсах для получения тренерской лицензии. Живу в Ереване, хочу развивать наш футбол в Армении. Посмотрим, получится ли. Не знаю, стану ли я тренером или нет, но знание 6-7 языков безусловно должно мне в этом помочь. Я владею голландским, русским, армянским, английским, испанским, турецким и немецким языками. Бывает, что наш переводчик что-то переводит, и я могу сказать: «Нет, не так». Потому что иногда футбольные термины надо переводить по-другому.

— Из тех команд, в которых Вы играли, какие были самыми интернациональными по подбору футболистов?

— Можно назвать и «Кубань», и «Спартак». Да и «Аякс» с «Бешикташем». Мир стал таким маленьким.

Луис Робсон. ФК Спартак-Сборная мира. Матч памяти. Илья Цымбаларь
Фото: Олег Бухарев/ «В мире спорта»

Луис Робсон, который оставил яркий в след в «золотом» составе «Спартака» 90-х годов прошлого века, в отличии от Озбилиза, избежал тяжёлых травм, зато со знаниями иностранных языков у него всё откровенно плохо (хорошо бразилец знает только родной португальский, — прим. автора). Об этих и других фактах он рассказывал мне, одновременно переговариваясь с сидящим с ним рядом другим экс-спартаковцем Дмитрием Хлестовым:

— С кем из бразильцев, игравших в «Спартаке», Вы общаетесь?

— С Маркао перезваниваемся очень часто. Мы играли раньше вместе в Бразилии, а потом в «Спартаке». Сейчас он детский тренер. С Леандро Самарони тоже. С Алексом ещё общаюсь, он сейчас занимается спортивным менеджментом.

— Насколько хорошо знаете русский и английский языки?

— Английский я не знаю совсем. В русском языке знаю слова, но не могу формировать из них предложения. Но несмотря на это мне в команде было легко со всеми общаться. А вот если это касалось каких-то неспортивных вопросов, то тогда возникали трудности.

— Какие у Вас остались воспоминания о «Спартаке» и что Вы думаете о серии матчей Легенд, в которой Вы принимали участие?

— Я счастлив, что у меня была возможность играть за «Спартак». Такие матчи мне очень интересны, надеюсь, что меня пригласят на них ещё. Ну а это игра — особая, она посвящена памяти Ильи Цымбаларя, моего большого друга. Приятно, что я был частью этого проекта.

— По-прежнему ли Вы занимаетесь в Бразилии мясным бизнесом и помните ли то, что «Спартак» называют «мясо»?

— Да, занимаюсь. Для меня радостно, что я занимаюсь мясом, это символично.

— Чем Вам запомнился Илья Цымбаларь?

— Он один из первых, кто очень тепло принял меня в команде, можно сказать — опекал. Мы вместе ходили гулять по паркам, ресторанам. Он был весёлый парень, шутник.

— От кого поступило предложение сыграть в этом матче?

— От сына Ильи, Олега. Я с ним был знаком с его детских лет, когда он приходил к нам на тренировки. Обычно это летом происходило.

ФК Спартак-Сборная мира. Матч памяти. Илья Цымбаларь
Фото: Олег Бухарев/ «В мире спорта»

С самим Олег Цымбаларём тоже удалось немного пообщаться.

— Насколько сложно было организовать такой грандиозный матч?

— Практически невозможно.

— А по какому принципу собирали сборную мира?

— Времени было мало, кого вспомнили, того и пригласили, в экстренном формате.

— А почему в отличие от бразильца Луиса Робсона нигериец Эммануэль Эменике играл в этом матче за сборную мира, а не за «Спартак»?

— Эменике – представитель Нигерии. А Робсон – это часть «Спартака», «блэк стар».

Последние два слова он повторил за оказавшимся рядом Андреем Тихоновым, другим легендарным спартаковцем.

Эммануэль Эменике. ФК Спартак-Сборная мира. Матч памяти. Илья Цымбаларь
Фото: Олег Бухарев/ «В мире спорта»

На общение с одним из лучших нападающих в истории «Спартака» Эммануэлем Эменике, который сыграл за красно-белых очень мало (с 2011 по 2013 годы), но очень ярко (21 гол в 42 матчах), времени почти не оставалось. К тому же, в отсутствие переводчика нам пришлось понимать друг друга на английском. Перекинулись парой слов. Эммануэль с теплотой вспомнил время в России, признавшись, что чувствовал себя защищённым даже тогда, когда в Турции против него было открыто уголовное преследование. Он рассказал, что на матч в рамках Лиги Легенд в память об Илье Цымбаларе его пригласил один из спартаковских игроков, но имя его нигериец подзабыл. Эменике признался, что с большой охотой согласился приехать в Москву: «Я должен был приехать. Когда бы меня сюда ни пригласили, я всегда приеду. Работаю, даже когда болею».

Приятно, что не только мы помним спартаковских легионеров, но и они помнят «Спартак», с удовольствием возвращаясь в Москву и тепло общаясь с российскими любителями футбола.

Текст: Роман Романов.

Фото: Олег Бухарев.

Поделиться ссылкой:

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше историй из Футбол

About Роман Романов,